Невольно появляется вопрос: а как же действовать лучше? И беспрецедентный успех Netflix сразу перетягивает чашу весов в их сторону, делая очень заманчивой такую перспективу и для себя любимых. Но прежде чем бежать увольнять всех, кого мы не готовы удерживать, я бы максимально честно — по-нетфликсовски — ответил на несколько вопросов:
- Если мы зададим вопрос про удержание себя самих, то какой ответ скорее всего услышим?
- А наша организация интересна более перспективным кандидатам?
— и наша эволюционная цель, к которой можно почувствовать причастность;
— и конкретно то, чем мы предлагаем им заниматься в своей ежедневной деятельности;
— и то, как у нас выстроены взаимоотношения, включая те самые согласования и возможность развернуться;
— и условия, которые готовы обеспечить за это?
- А сколько вообще нам нужно таких идеальных кандидатов?
Последний вопрос — кардинально важный, возможно, даже стоит с него и начать. Если мы посмотрим на сферу деятельности Netflix, то она, согласно классификации Нассима Талеба, является крайнестаном: один суперфильм может оказаться по результатам круче, чем десятки или даже сотни посредственных вместе взятых. Исходя из этого, требовательность к каждому причастному к созданию и прокату этого фильма становится очень высокой: отличие разового вклада двух разных сотрудников может дать эффект на порядки выше! Если же мы рассмотрим сферу деятельности ВкусВилла, в рамках которого и родилась клиентократия, то обнаружим там среднестан — ситуацию, когда большинство магазинов выдают примерно одинаковую выручку, а самые лучшие и худшие отличаются от этого среднего варианта всего лишь в разы. То есть влияние конкретного сотрудника, работающего в любом из них, окажется почти незаметным на фоне общей сети, зато их надо очень много, и важнее становятся принципы, а не личности.
При этом я бы не противопоставлял эти системы друг другу, а взаимно усиливал, понимая, какой принцип все-таки главенствующий. В моей книге «Бирюзовое управление на практике» я привожу более мягкий вопрос, который мы задавали сами себе, принимая решение о том, пытаться что-то еще сварить с этим коллегой или уже искать нового: «Если бы этот человек пришел трудоустраиваться к нам сейчас, то, зная про него все, что мы уже знаем, мы бы его взяли?». И если нет, то все-таки увольнять уже по своей инициативе. Аналогично я уверен, что принципы клиентократии тоже окажутся полезными Netflix, не исключая первенство трех их собственных, когда мы доберемся до организаций, работающих в Штатах. Мою книгу и клиентократию на английский язык мы уже перевели — осталось дело за малым, и мы уже прямо сейчас работаем над этим! Ну, а тем, кто работает в России, можно не откладывать и прямо сейчас
обратиться к нам в Beyond Taylor.